Rasalam, критическое освещение, это когда выполняется требование - залить зрачок светом, те получить нужную апертуру освещения, а изображение полевой диафрагмы в счет не берется.
Часто, критическое освещение добиваются использованием матового светофильтра в конденсоре. Основной его недостаток, что оно добавляет паразитные лучи и дополнительно подсвечивает объект, что снижает контраст. В реальности, вариант со светодиодом это не совсем критическое освещение, просто при больших апертурах, изображение полевой диафрагмы настолько искажено всеми возможными аберрациями, что не возможно его настроить правильно, освещение поля не равномерно со всевозможными переливами цвета и тени. Тогда исследователь уходит от настройки по полевой диафрагме, а основное что он может сделать это залить апертуру выходного зрачка светом ( что является главным критерием в критическом освещении).
Дмитр, 2/3 правильно, для оптимального соотношения контраст - разрешающая способность -глубина резкости при наблюдении глазом. При регистрации на фото-видео, для получения предела разрешения, необходимо равенство апертур объектива и конденсора, а контраст повышаем средствами обработки изображения. Если цель, не разрешение, а глубина резкости, то апертуру конденсора уменьшаем иногда до 1/3, правда уже появились и иные методы повышающие глубину резкости статических объектов.
Очень хорошо описываются и демонстрируются основы микроскопии на этом сайте
( правда все на английском)
http://micro.magnet.fsu.edu/primer/anatomy/anatomy.html