Merovinger писал(а):
..
а какова функция компенсатора? и из чего можно ещё его сделать, кроме как от коробки CD? разная цветовая гамма у них это что значит?
..
Вот здесь, в частности, можно почитать про то, для чего служат компенсаторы и какие:
http://www.microscope-plus.ru/olympus-compensator.html И даже используя самодельные компенсаторы, в т.ч. что из полимеров со снятыми напряжениями (они дадут однородную окраску), что с неснятыми (как те же фрагменты коробочек от CD - как правило, хотя бы какие-то участки на них будут с явными напряжениями и будут давать разную интерференционную окраску) - можно, перемещая компенсатор и сдвигая его относительно объекта или наоборот, например, вращая объект, выделять контрастно те или иные участки объекта и их детали. Т.е. это даже в "любительском формате" способно приносить практическую пользу при изучении некоторых образцов.
Кроме того, изменить интерференционную окраску полимера со снятыми напряжениями, можно, если сообщить ему напряжение - например, изогнуть его и зафиксировать в таком положении.
Эта же способность таких материалов служит совершенно практическим целям исследований: из материалов, которые в т.ч. годятся на роль компенсаторов, изготавливают, к примеру, модели промышленных лезвий разного назначения, для их изучения и проектирования:
"Испускаемые источником света лучи, проходя через поляризатор и анализатор, формируют интерференционную картину в виде совокупности тёмных и светлых полос (изохром). В пределах изохромы одного цвета разница главных напряжений одинакова. Вид и цвет изохром качественно и количественно характеризуют распределение механических напряжений в моделях лезвий и соответственно в реальных объектах.
Анализ результатов интерференционных картин распределения изохром в моделях лезвия и материала позволяет определить влияние геометрических параметров лезвия на особенности локализации и концентрации напряжений в нём, а также в материале." Ну и так далее. Поляризация много где применяется.
Я нередко по своей области интересов и практической работы с абразивными материалами и абразивной обработкой в целом, поляризацией пользуюсь для оценки, к примеру, концентрации абразива в полировальных плёнках, и оценки совпадения разброса фракции реальной, с заявленной. Без поляризации, особенно при работе с полировальными акриловыми плёнками, это весьма затруднительно, либо невозможно, особенно если абразив представлен кристаллами не склонными флуоресцировать - т.е. флуоресценция бессильна - а промышленные алмазы, к примеру, часто не флуоресцируют из-за нарушений их структуры при разделении фракции, трещин и пр., причём это касается как сортов "низших", где зёрна в основном представлены сростками (например, АС4), так и наилучших сортов (например, АСМ и АСН). Зерно электрокорунда тоже не флуоресцирует (в отличие от карбида кремния, например) так что с такими абразивами - вот как раз поляризация помогает.
Приведу пример: это шлифовально-полировальная плёнка на акриловой основе, с зерном промышленных алмазов, для раннего этапа обработки оптоволокна - средняя точка фракции 30мкм. - для оценки равномерности распределения зерна, наличия/количества агломератов зерна и концентрации зёрен абразива в целом, а также совпадения с заявленной фракцией, как раз применил поляризацию, а компенсатором выступила сама акриловая основа плёнки:
Микрофото с объективом Nikon CFI E Plan 10х0.25 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы на штативе микроскопа МББ-1А. Стэкинг 23 кадра:
Diamond polishing film 30 µm under a microscope in polarized light. HDR - а в обычном светлом поле там вообще ничерта не видно было - акрил чрезмерно рассеивал свет, связка абразива, закрепляющая зерно на плёнке тоже не способствовала контрасту, видны были только вершинки отдельных выступающих зёрен и не было смысла делать стэк - невозможно было оценить практически никаких характеристик объекта. Тёмное поле при таком объекте тоже бессильно, что проходящего, что отражённого света, в силу погруженности зёрен в связку. Т.е. даже речи о том, чтобы были чётко видны очертания зёрен даже в верхнем слое - не шло. Зато поляризация, со всем, что мне было нужно увидеть - справилась на отлично - связка зёрен стала буквально "прозрачной", и перестала бликовать, подложка из акрила, который обладает двулучепреломлением, дала контрастный окрас фона, зёрна алмаза на достаточной для оценки глубине стэка получились опять-таки контрастно и чётко, ну и ещё кое-какая полезная информация сугубо практического характера была получена, о которой тут распространяться смысла не вижу. Уже сказанного, по-моему вполне достаточно, в качестве примера практического применения "самодельной" поляризации.
Что касается практической реализации поляризованного света своими руками - она легка и проста, главное понять принцип. Не вредно бы почитать хотя бы одну статью в интернете о том, что такое поляризация, как метод контрастирования, и что такое поляризационный микроскоп и где там что расположено - например, можно глянуть инструкцию к МИН-8:
https://scopica.ru/proj/mikroskop-polya ... yiy-min-8/ ну и глянуть принципиальную схему - где что там находится.
А также невредно почитать профильную старую тему в этом разделе о самодельной поляризации:
https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php?f=6&t=1693О применении конкретных полярифильтров и особенности их расположения, а также и места компенсатора ранее я уже в этой теме писал подробно - например, см. пост от 02 ноября 2024, 20:27 на странице по ссылке:
https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php? ... 80#p137922