С вашего разрешения я пока отойду от доказательств актуальности темы, аргументы излагал выше, повторяться и что-то дополнительно доказывать считаю бессмысленным, хотелось бы вернуться к вопросу по существу.
Сразу хочу оговориться, что данный материал предназначен для тех, кто впервые столкнулся с ремонтом микроскопа. Поскольку нигде не нашел фото как разбирать мби-3, решил выложить их сам. Первый пост посвящен разборке "ходовой".
МБИ-3 он "красавчик", не правдали, - один из первых которые начал делать ЛОМО по прототипу Carl Zeiss

А в этом ракурсе он действительно похож на зайца

Наверное, имея в своем арсенале специальные ключи, работать будет удобнее, вот все что мне понадобилось:

Итак, для достижения поставленных выше задач я проделал следующее:
Снимаем всю оптику: бинокуляр, револьвер с объективами, конденсор - о них позже, там все на много сложнее, а также столик и зеркало. Думаю что это сложностей не вызывает ни у кого.
Далее снимаем основание подкову - раскручиваем 4 болта внизу, сразу собираем в отдельную емкость.

Потом прокручиваем вниз и снимаем держатель конденсора

Откручиваем 3 болта на которых крепится кронштейн для крепления предметного столика

Снимаем с 2х направляющих и выкручиваем 2 винта центровки предметного столика и крепления с пружиной

Потом раскручиваем пластнку, с надписью МБИ-3. Еще раз смотрим какого года выпуска ваш микроскоп

Осторожно, там пружина, вынимаем ее

Прокручиваем тубусодержатель вверх и снимаем


Раскручиваем крепление ласточкин хвост тубусодержаля - 3 болта


Снимаем это зубчатое колесо


Раскручиваем контргайку левого маховика


Вынимаем

Постепенно добираемся в самое сердце: раскручиваем эти 4 болта

Вынимаем блок зубчатых колес механизм точной фокусировки - вот он


Раскручиваем винт микрофокусировки

Осторожно, там шарик на пружинке, готовы ловить

Раскручиваем стопорный винт

Вот он. все снимаем

Правый раскручиваем также, там все такое же за исключением стопорного винта - он чуть длиннее. Без фото.

Дальше тянем эту направляющую вверх


Вот уже видны подшипники. Осторожно, готовы ловить.



Снимаем. Вот как оно выглядит. Одну пластину снял для наглядности.


На этих фото - повторная разборка. Ранее вся грязь, застывшая смазка и все залипшие детали были отмочены WD-40 и отмыты бензином. Кое-что приходилось замачивать па ночь, а в самых запущенных случаях - на день-два. Многие форумчани этот процесс ускоряют нагреванием, но лично я этого никогда не делал.
После этого все отмываем очищенным бензином, некоторые детали готовил к покраске, красил.
Об этом и сборке и юстировке - в следующих постах.