Астрономия и микроскопия

Форум сайта "Два Стрельца"
Текущее время: 15 июн 2025, 00:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9308 ]  На страницу Пред.  1 ... 616, 617, 618, 619, 620, 621  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 сен 2024, 10:35
Сообщения: 438
entosik писал(а):
Семя Pyrrhocactus umadeave (размер 2х1 мм), объектив Carl Zeiss Semiplan 6.3 0.16 160/-. Источник освещения самодельный, на основе светодиодной ленты, фотоаппарат Canon 1100D.
Кадрирование, заливка фона.
https://disk.yandex.ru/i/nUmqD6iw2cXdaw

Сложилось такое впечатление, что участки на одиночных снимках имеют большую резкость, чем на итоговом изображении.

С учётом Ваших ответом, могу сделать некоторое предположение по поводу объективно не очень хорошего качества изображения. В этом есть ряд ключевых проблем.
Первое, насчёт резкости. Я думаю, здесь проблема в двух базовых вещах: механическом затворе зеркального фотоаппарата и неустойчивом штативе используемого Биолама. Первый аспект порождает при бОльшей выдержки фотоаппарата вибрации (в случае зеркального, скорее всего, всегда) при его срабатывании, что отдается на тубус, штатив, предметный столик и на сам объект. Варианты улучшения: 1) попробовать уменьшить выдержку, увеличив ISO; 2) вынести штатив микроскопа с объективом и штатив для фотоаппарата отдельно, как представлено здесь: https://www.krebsmicro.com/microsetup2/index.html ; 3) сменить используемый Canon на относительно дешевый беззеркальный фотоаппарат, например, Sony A3000/A3500; 4) поменять штатив микроскопа на более устойчивый (не менее 9 кг). Ещё и антивибрационные коврики могут помочь. Но какой практический эффект они дадут, сказать точно не могу.

Второе, баланс белого смещен в холодные оттенки. Необходимо до начала съемки настроить по нейтральному объекту, типа серой картонки или белой офисной бумаги, особенно, если снимаете в JPG.

Третье, есть ярко выраженные хроматические аберрации (фиолетовые/зеленые каемки на границах объектов). Связаны ли они конкретно с этим объективом, сказать сложно. Поэтому тест с окулярной линейкой или на крайний случай с обычной прозрачной был бы уместен при этих же настройках установки. На Flickr есть достаточно много примеров, где он показывает себя очень даже хорошо (можно сказать, один из "любимцев" западных микрофотографов): https://www.flickr.com/search/?text=Semiplan+6.3 . В любом случае, исправить их программно не сложно. В том же фотошопе в фильтре Camera Raw есть отдельная настройка под это дело. Но ещё может быть такое, что эти цветовые артефакты вызваны используемым ярким освещением и недостаточным рассеиванием. В собственных начальных примерах, которые выкладывал сюда, это было одним из краеугольных камней откровенно плохого качества, о чём правильно и неоднократно высказывал Илья (ИНО). Как это исправить, писал выше в этой теме.

Я советую Вам послушать Илью. На начальном этапе давал хорошие практические советы по исправлению моих косяков. Может быть, порой его выражения были резкими и не всегда уместными, но зато оправданными. Как говорится: "Цель оправдывает средства"(с) :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 

СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 14:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 сен 2024, 10:35
Сообщения: 438
Есть ещё такая интересная переводная статья для микрофотографов под авторством Доктора Роберта Бердана "Советы о том, как делать более качественные снимки с помощью микроскопа": https://vk.com/@microhobbi-sovety-o-tom-kak-delat-bolee-kachestvennye-snimki-s-pomoschu (оригинал https://www.canadiannaturephotographer.com/photomicrography_tips.html)
Советую также обратить внимание на представленные в конце статьи литературные источники


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 15:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 май 2025, 10:57
Сообщения: 38
Mildi писал(а):
чуть чуть многовато

Читал, что этот объектив хорошо работает в пределах от 5 до 8 крат, поэтому так и выставил, на глазок.
BMGazizullin писал(а):
С учётом Ваших ответом, могу сделать некоторое предположение по поводу объективно не очень хорошего качества изображения. В этом есть ряд ключевых проблем.
Первое, насчёт резкости.

На самом деле, качество не то, что не очень хорошее, скорее отвратительное. Попробую поиграть с ISO, фотоаппарат конечно лучше заменить на БЗК.
BMGazizullin писал(а):
Второе, баланс белого смещен в холодные оттенки. Необходимо до начала съемки настроить по нейтральному объекту, типа серой картонки или белой офисной бумаги, особенно, если снимаете в JPG.

Да, я ошибся с цветовой температурой при заказе ленты. Сам фотоаппарат не позволяет установить произвольное значение K, чтобы оно совпадало с K источника освещения.
BMGazizullin писал(а):
Третье, есть ярко выраженные хроматические аберрации (фиолетовые/зеленые каемки на границах объектов). Связаны ли они конкретно с этим объективом, сказать сложно. Поэтому тест с окулярной линейкой или на крайний случай с обычной прозрачной был бы уместен при этих же настройках установки. На Flickr есть достаточно много примеров, где он показывает себя очень даже хорошо (можно сказать, один из "любимцев" западных микрофотографов)

Но ещё может быть такое, что эти цветовые артефакты вызваны используемым ярким освещением и недостаточным рассеиванием.

Позже сделаю фото с прозрачной линейкой, посмотрю. Я потому и приобретал этот объектив, что о нём много хороших отзывов.
Освещение очень яркое, слепит. Определённо нужен диммер.
Большое спасибо за советы и ценные замечания!
BMGazizullin писал(а):
Я советую Вам послушать Илью.

А вот этим советом я не воспользуюсь, извините.
BMGazizullin писал(а):
На начальном этапе давал хорошие практические советы по исправлению моих косяков.

Я не оспариваю то, что Илья Николаевич имеет гораздо больше опыта в съёмке, нежели я. Вполне нормально отношусь к конструктивной критике моих действий, или результатов работы (если это так можно назвать) от всех людей. Но он позволил себе нанести мне личностное оскорбление, а я такие вещи не прощаю, никому и никогда.
Единственное, о чём сожалею - не нужно было опускаться до его уровня и отвечать тем же. Однако, смею заметить, что ответка, похоже, попала в самую цель, раз он решил продолжить разводить флуд в абсолютно другой ветке форума, где произошёл изначальный конфликт.
Да и его тезис
ИНО писал(а):
г-н entosik заявил в соседней теме, что не терпит кустарных решений, а чтит только готовые промышленные.

является ложным, я такого не говорил. С какой целью Илья Николаевич это делает, мне непонятно.
Так что всё, что говорит г-н Оголь, лично для меня теперь не более, чем словесный понос пустослова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 15:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 сен 2024, 10:35
Сообщения: 438
entosik, на здоровье!
Если хотите, можно потом в ЛС форума обсудить, что получилось


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 18:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 сен 2024, 10:35
Сообщения: 438
entosik писал(а):
Семя Pyrrhocactus umadeave (размер 2х1 мм), объектив Carl Zeiss Semiplan 6.3 0.16 160/-. Источник освещения самодельный, на основе светодиодной ленты, фотоаппарат Canon 1100D.
Кадрирование, заливка фона.
https://disk.yandex.ru/i/nUmqD6iw2cXdaw

Сложилось такое впечатление, что участки на одиночных снимках имеют большую резкость, чем на итоговом изображении.

Ещё есть такой момент, о котором немного упустил. Отдельные детали объекта немного "провалились" в пиксель. Давайте разберемся, почему.

Для Вашей камеры размер одного пикселя (т.е. шаг пикселя) матрицы составляет 5,2 мкм. Разрешающая способность (разрешение) указанного объектива по критерию Аббе составляет: r = 0,61*λ/NA = 0,61*(550/0,16) = 2097 нм ~ 2,1 мкм (радиус диска Эйри). Проекция единицы разрешения при соответствующем увеличении/масштабе на матрицу фотоаппарата составляет: 2,1 * 6,3 = 13,23 мкм. Если поделим это значение на размер одного пикселя матрицы, получим, сколько пикселей придется на проекцию единицы разрешения: 13,23/5,2 = 2,54 пикселя.
Пишут, что:
Цитата:
Для достижения полной разрешающей способности микроскопа, размер фотоприемника должен удовлетворять критерию дискретизации Найквиста — от 2,5 до 3 пикселей для каждой единицы диска Эйри
(https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_80/)
Однако верхнее значение данного критерия Найквиста из-за особенностей цветных фильтров фотоматрицы (в частности, фильтра Байера) – как пишут, несовпадение деталей объекта с пиксельной сеткой – смещается чуть выше, до 4,88 пикселя на проекцию единицы разрешения на матрице (подробнее можно прочитать в сообщении Уважаемого Ярослава: https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php? ... 755&hilit=найквиста#p138755). В Вашем случае оно может находиться на нижней границы критерия, из-за чего матрице с трудом удается их спроецировать. Это я описал в том случае, когда у Вас номинальное увеличение объектива совпадает с реальным масштабом, что с макрокольцами добиться практические не реально. Так что на практике оно может быть сдвинуто в ту или иную сторону.
Что же с этим делать без смены фотоаппарата? Увеличить масштаб съемки (если будет необходимо, каким образом он рассчитывается, могу описать процесс на конкретном примере). Вы указали, что оптимальный диапазон изменения масштаба съемки с данным объективом варьирует от 5 до 8. Если возьмем для самого верхнего значения масштаба, то получится, что проекция единицы разрешения на матрице составит: 2,1 * 8 = 16,8 мкм. Соответственно, на единицу проекции приходится: 16,8 / 5,2 = 3,23 пикселя. Тем самым становятся более различимы мелкие детали объекта. О том, как это происходит на "живом примере", есть наглядное сообщение форумчанина под ником "GraY25" : https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php? ... 2&start=15


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 19:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 сен 2023, 01:39
Сообщения: 2157
BMGazizullin писал(а):
Для этих целей всегда под рукой штатив от МБР-1. Тубус из макроколец с фотоаппаратом снимаются из гнезда посадки тубусодержателя достаточно оперативно :D

А, в таком случае все отлчно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 19:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 сен 2023, 01:39
Сообщения: 2157
entosik писал(а):
Я не оспариваю то, что Илья Николаевич имеет гораздо больше опыта в съёмке, нежели я. Вполне нормально отношусь к конструктивной критике моих действий, или результатов работы (если это так можно назвать) от всех людей. Но он позволил себе нанести мне личностное оскорбление, а я такие вещи не прощаю, никому и никогда.
Единственное, о чём сожалею - не нужно было опускаться до его уровня и отвечать тем же. Однако, смею заметить, что ответка, похоже, попала в самую цель, раз он решил продолжить разводить флуд в абсолютно другой ветке форума, где произошёл изначальный конфликт.
Да и его тезис
ИНО писал(а):
г-н entosik заявил в соседней теме, что не терпит кустарных решений, а чтит только готовые промышленные.

является ложным, я такого не говорил. .

Интернет все помнит:
https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php? ... 45#p143528
https://forum.shvedun.ru/viewtopic.php? ... 45#p143597
И, кстати, я Вас, г-н особо секретный анонимус, не оскорблял вообще. Я написал о неких индивидуумах, неспособных к творчеству, но Вы автоматически приняли этот пассаж на свой счет. На вору и шапка горит :D

В чем проблемы (их несколько) в данном случае, я отлично вижу и мог бы рассказать, как их исправить без больших капиталовложений. Половину Булат уже рассказал, но лишь половину. Т. е. после учета всех его замечаний, вероятно, качество Ваших снимков с текущей отметки "пологое г" поднимется до "так себе". Замечу, что уменьшить выдержу - на первый взгляд идея хорошая, но для того, чтобы при этом остаться на базовом ИСО, придется яркость подсветки сильно увеличить. А есть ли такая возможность? Я же имею данный объектив и точно знаю, как с его помощью получить конфету (объектив на самом деле довольно крутой и популярный в том числе за бугром, но его надо "уметь готовить"). Однако Вы, анонимус, вольны идти своим путем, например, "играть с ИСО" аж до 6400 (или сколько у этого сапога потолок?), и тогда сможете воочию убедиться, что нет такого дна, которое нельзя пробить :)

Напомню:

Изображение

Изображение

Снято на Carl Zeiss Jena Semiplan 6,36х0,16 160/-, причем первое - фотоаппаратом с механической передней шторкой, да еще такой мощной, что от ее работы, как некоторые фотографы шутят, "штукатурка с потолка сыплется". Тем не менее смаза нет - магия рептилий :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 20:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 май 2025, 10:57
Сообщения: 38
BMGazizullin писал(а):
Что же с этим делать без смены фотоаппарата? Увеличить масштаб съемки...
...Тем самым становятся более различимы мелкие детали объекта

Большое спасибо!
Мне нужно будет внимательно ознакомиться со всей предоставленной Вами информацией.
Честно говоря, я был уверен в том, что при использовании объектива выше номинального значения будет наоборот, потеря деталей.

ИНО писал(а):

Может хватит уже заниматься флудерастией?!
Интернет конечно же всё помнит, а уж я - тем более.
Перечитайте ещё раз то, что написали:
ИНО писал(а):
Хотя, конечно, существуют индивидуумы, неспособные к плодотворному творчеству, для которых бездумно повторять прописи - единственно возможный путь получить что-то годное. Но даже если Вы из их числа, не стоит публично признаваться в этом :)

Это является личностным оскорблением, и никак иначе.
ИНО писал(а):
г-н особо секретный анонимус

Если внимательно ознакомитесь с данными по ссылке с моими никчемными фото, то сможете увидеть мои имя и фамилию, а то я так понимаю, бессоницей страдать начнёте без этой информации.

И последнее, дабы расставить точки над i. Предлагаю привести ссылку на мои слова, чётко и ясно подтверждающие то, что Вы мне приписали
ИНО писал(а):
г-н entosik заявил в соседней теме, что не терпит кустарных решений, а чтит только готовые промышленные.

и тогда получите скромное вознаграждение в размере пяти тысяч российских рублей и моё признание в Вашем превосходстве надо мной абсолютно во всём. Ну, а если таковой привести не сможете, то... сами знаете, кто Вы тогда после этого.

Но, повторюсь, будьте блгоразумны, имейте хоть какое-то уважение к другим участникам форума - перестаньте флудить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 21:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 май 2013, 15:16
Сообщения: 2766
Откуда: Мончегорск
Напрямую формулы для расчета разрешающей способности для фото не применимы.
Например длина волны 550нм выбрана потому что это макисмальная чувствительность глаза, и формула справедлива только для монохроматического света.
Во вторых она справедлива только для случая когда апертура освещения объекта равна апертуре объектива, что тоже не всегда выполняется.
В третьих она учитывает особенность глаза что он может фиксировать определенное различие яркостей.
В четвертых неверное применение теоремы Нейквиста
В пятых изображение принимают как состоящее из дескретных "пикселей"(дисков эйри) но это не совсем верно. Оно состоит из множества дисков эйри наложенных друг на друга с совпадением и со смещением в трех координатах и разного размера.
В шестых не учитыыаются особенности матриц.
Поэтому все эти выкладки без конкретной привязки к системе и объекту имеют лишь теоретическое значение, и на практике в зависимости от объекта наблюдения и конкретной матрицы могут меняться в широких пределах.

_________________
Мой зоопарк:
Биолам (АУ-12 КОН-3)
МБИ-3 (АУ-12 ОИ-14)
Люмам-И1 (АУ-26 МФН-11 КФ-4)
МБИ-15 (ПК-3, без План-Апо)
Carl Zeiss Amplival
Микмед 2 вар. 2
PZO DIC, МФА, 3D Gamma
and etc


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 21:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 сен 2024, 10:35
Сообщения: 438
Mildi писал(а):
В четвертых неверное применение теоремы Нейквиста

А можете подробнее эту тему расписать?
Я ни в коем случае не теоретик, скорее практик. Ещё "плаваю" в этих вопросах, особенно что касается формальных ограничений типа теоремы Найквиста.
Поэтому буду признателен, если Вы объясните это доступным языком – что именно неверно в моём подходе, и как было бы правильно. Желательно на конкретном примере, если можно.
Спасибо заранее!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 22:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 май 2013, 15:16
Сообщения: 2766
Откуда: Мончегорск
BMGazizullin писал(а):
А можете подробнее эту тему расписать?
Я ни в коем случае не теоретик, скорее практик. Ещё "плаваю" в этих вопросах, особенно что касается формальных ограничений типа теоремы Найквиста.
Поэтому буду признателен, если Вы объясните это доступным языком – что именно неверно в моём подходе, и как было бы правильно. Желательно на конкретном примере, если можно.
Спасибо заранее!


Подробнее это надо переписать несколько книг. Если коротко (насколько помню) то для конкретной матрицы высчитывается частота Нейквиста, и потом по заданным параметрам типа коэффициента контрастности (даже запомнил один), и еще кучи непонятных(я как то пытался вникнуть в эту тему, там писец) вычисляется апертура объектива которая обеспечивает для матрицы наилучшее использование разрешения матрицы. то есть там нет такого что для такого то разрешения надо столько то пикселей, там зависимость от разных параметров.

_________________
Мой зоопарк:
Биолам (АУ-12 КОН-3)
МБИ-3 (АУ-12 ОИ-14)
Люмам-И1 (АУ-26 МФН-11 КФ-4)
МБИ-15 (ПК-3, без План-Апо)
Carl Zeiss Amplival
Микмед 2 вар. 2
PZO DIC, МФА, 3D Gamma
and etc


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 23:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2017, 15:18
Сообщения: 2413
То, что я писал про разрешение и про проекцию именно на матрицу - я не придумал.
Сам разбирался в этом вопросе, используя посты и статьи уважаемого Рика Литтлфилда - математика, оптика, микрофотографа и специалиста в программном обеспечении, написавшего Zerene Stacker.

По всем аспектам того, что я вкратце упомянул в постах, на которые ссылается Булат, есть подробные пруфы, где Рик демонстрирует и подробное теоретическое описание и практические пробы, совпадающие с таковым.
Кроме того, он апеллирует и к данным серьёзных книг и научных статей, написанных исследователями в этой и смежных областях.

По поводу того, что современный расчёт, в отличие от расчёта 80-х гг. использует не 560 нанометров, а 550, мне попадалась информация та, что это следствие не наилучшего восприятия именно глазом, а следствие серьёзно шагнувших вперёд с тех времён возможностей источников света, в т.ч. применяющихся не только в визуальных наблюдениях, но и при применении современных объективов в системах машинного зрения при контроле высокоточного производства в т.ч.

Это выглядит весьма вероятным вследствие того, что крупные конторы, производящие оптику, например, для контроля микроэлектроники, в т.ч. в системах машинного зрения - в т.ч. оптика никон и митутойо, используют расчёт коррекции аберраций и разрешения, для объективов, работающих при обычном свете, именно на 550 нанометров, а не 560, как раньше.

И они же, именно в ракурсе ориентирования далеко не только на визуал, но и конкретно именно для фото, указывают и ГРИП для своих объективов _паспортную_ = так называемую "половинную", которую иногда называют "фотографической" - актуальную именно для микро-фото- и микро-видеофиксации - т.е. от средней точки ГРИП наиболее резкой и далее в зафокальную область. Тогда как предфокальная часть ГРИП не учитывается - она уже область визуальных наблюдений и актуальнее там (ну помимо ещё поправки на окуляры и пр.).

И как и у Рика Литтлфилда, мои собственные проверки и тестирования объективов собственных, демонстрируют то, о чём он писал в плане разрешающей и соответствия её именно расчёту современному, и соотношений её вкупе с поправкой на явления дифракции с семплированием той или иной матрицей.

Разумеется, что освещение при таких пробах обязано заполнять апертуру объектива и это несомненно учитывается.

Я немного только уточню, что Булат приводит формулу по критерию Рэлея - 0,61*λ/NA.
И именно такая формула фигурирует в т.ч. в буклетах Цейсс 80-х годов. И тогда применяли длину волны лямбда для расчётов 560 нанометров.
Т.е. объективы той эпохи, целесообразно считать по такому сценарию. Однако, практические тесты показали, что при качественном освещении и тщательной настройке фотосистемы, а также при подходящем тестовом объекте (я себе сделал такие тестовые объекты, которые позволяют оценивать разрешающую до апертур, которые я использую - т.е. до работы с МИ объективами с NA1,25) - некоторые объективы тех лет, а именно Цейсс GF-Planachromat c буковкой А - т.е. не требующие компенсации, способны разрешать так, как считают сейчас:

А сейчас и Никон и Митутойо, к примеру, считают ближе к теоретическому пределу Аббе: 0,5*λ/NA и беря за длину волны лямбда 550 нанометров.

Несложно взять каталог вышеуказанных фирм и посчитать - обнаружим, что они указывают разрешающую именно по этому расчёту, разве что незначительно округляя в худшую сторону (видимо, учитывая уровень этих фирм, это реальные замеры уже реальных образцов, которые хоть и близки к теоретическому пределу, но не идеальны, как всё в этом мире).
Рик Литтлфилд где-то даже залезал в код одного из сайтов, относящихся к Никон, и выделил оттуда и приводил скрины фрагмента кода, где для таблиц разрешения объективов использовался такой расчёт или аналогичный, т.е. r = λ/2NA, который фигурирует в спец. литературе чаще и как раз в таком виде предполагает настройку освещения, полностью использующую апертуру объектива. И таблицы эти, фирмой Никон приведены именно _в ракурсе_ соотношения разрешения объектива и минимально необходимой дискретизации именно при цифровой фотосъёмке.
Лично я готов верить информации такого производителя, особенно, если она не противоречит расчёту сторонних специалистов, тем более такого уровня.

Насчёт применимости дискретизации конкретной матрицей и отсылки к монохроматическому освещению:
в некоторых случаях да, ограничение происходит из-за фильтра Байера или, в случае Фуджи, фильтра X-Trans, однако, этот вопрос сильно зависит именно от семплирования. И от потери предельного разрешения предохраняет в т.ч. умеренно избыточное семплирование, но ровно до тех пор, пока дифракционное размытие не превратит это в кашу. Это уже вопрос и к динамическому диапазону камеры и пр. Конечно, грань зыбка очень часто, но "ничто не идеально" - всегда можно создать приемлемый компромисс.

И если говорить о современных камерах, причём не обязательно топовых моделей профессионального уровня, но даже и немного "помладше", реальные практические замеры всё подтверждают отлично.

Старые тесты Рика, которые он не только не счёл нужным поправить через много лет, но к которым периодически отсылает новичков - сделанные на тогдашние камеры и при _белом_ свете, хотя и с монохроматическими тестовыми таблицами - всё подтверждают также.

Для меня его опыт и практика, расчёты - авторитетны, тем более, что личные пробы их подтвердили.

Конечно, нюансы возникают. Но даже когда возникают, вопрос реализации разрешения объектива матрицей цветной, решается применением пиксельшифта с субмикронным сдвигом. И если первые камеры, обладавшие этой технологией имели кучу ограничений и часто делали всего 4 кадра со сдвигом, то сейчас в микрофотографии в основном народ применяет камеры, делающие по 16-20 кадров.

А при некотором запасе по семплированию, можно и без пиксельшифта обойтись, на многих современных камерах.

Конечно, проблема соотнесения масштаба конкретного объектива с конкретной апертурой с камерой того или иного производителя и уровня - вопрос не простой, и тут как раз на помощь приходят системы "бесконечность", позволяющие менять масштаб тубусными линзами с разным фокусным расстоянием, не прибегая без острой необходимости к выведению ТЛ из расчётного положения (например, когда надо использовать объектив под покровное стекло, с объектом, им не накрытым и не получить капитального ухудшения картинки).

Проблем, конечно, хватает.

Но, как по мне, на основании исследований Рика и использования его практических рекомендаций в личной практике - всё это решаемо, и расчёт работает для фото в большинстве случаев.
Он много писал и о расчётах MTF и о интерференции дифракции, приводил расчёты и пр., но ничего из этого не противоречило остальному, что продемонстрировало хорошую практическую применимость.

Извините, я не готов приводить все ссылки и источники, это слишком много, да и не уверен что все сразу оперативно найду. Но на все эти статьи, обсуждения и расчёты, можно выйти через ресурс http://www.photomacrography.net

Добавлю, что поскольку я не специалист в этой области, а любитель, которые просто хочет понимать, как ему лучше работать для достижения своих целей, я мог где-то не совсем верно передать информацию из источников, которые изучал, хотя очень старался нигде не ошибиться.

Так что в любом случае, если видите конкретные ошибки в моих постах, на которые ссылается Булат, это ошибки мои, а не первоисточника. Его знания в этих вопросах, именно с подробной многолетней практикой, подтверждающей теорию, сомнения не вызывают.
Ему свойственно докапываться до сути, если практика не совпадает с теорией и наоборот, в каких-то пробах именно в ракурсе микрофотографии.


Последний раз редактировалось Odal 07 июн 2025, 00:37, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 23:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 май 2025, 10:57
Сообщения: 38
Odal писал(а):
Конечно, проблема соотнесения масштаба конкретного объектива с конкретной апертурой с камерой того или иного производителя и уровня - вопрос не простой, и тут как раз на помощь приходят системы "бесконечность", позволяющие менять масштаб тубусными линзами с разным фокусным расстоянием, не прибегая без острой необходимости к выведению ТЛ из расчётного положения

То есть, допустим, ТЛ должна находиться в 50 мм от объектива. И для изменения масштаба мы её не двигаем, а меняем ТЛ с F200, на ТЛ с F150, или с F180. Верно?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2025, 23:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2017, 15:18
Сообщения: 2413
Не всё так. Но частично. Поясню:

ТЛ может находиться на дистанции от объектива в довольно широком разбросе, при условии, что она максимально точно сфокусирована на "бесконечность" с точки зрения матрицы камеры. Тогда дистанция от неё до объектива, если ТЛ достаточно широкая, не принципиальна - у разных фирм под разные их штатные ТЛ эта длина варьирует до 70-100мм. запросто и даже иногда больше. Ведь смысл в том, чтобы в полученной таким образом "бесконечной секции" между ТЛ и объективом, можно было бы без влияния на масштаб картинки, запихать кучу всего - те же полярифильтры, прочие светофильтры, светоделитель осветителя отражённого света и т.д. - тем более, что находясь в "бесконечной секции", плоскопараллельные стеклянные элементы не будут вносить своих аберраций - именно в этом всём "фишка" системы "бесконечность".

Т.е. пока ТЛ сфокусирована в "бесконечность" - дистанция от неё до объектива - не критична, и от её изменения у вас масштаб не изменится.

Да, если хочется качество получше, ТЛ лучше из "бесконечности" не выводить, по крайней мере при использовании объективов с более-менее высокой апертурой. Как правило низкоапертурные объективы легче прощают такие вольности.

И если нам нужно изменить масштаб, да, профи берут другую ТЛ, с более коротким фокусным расстоянием. Поскольку они в основном применяют объективы с широким исправленным полем, то захват таким манером большего поля зрения, на картинку либо не влияет, либо влияет мало, если ТЛ подходящая.

Впрочем, как я уже выше написал, можно иногда вывести ТЛ из положения "бесконечность", но ситуация меняется непредсказуемо, так как сочетание разных ТЛ с разными объективами даёт чёрт знает сколько комбинаций и особенностей.

И дистанция от ТЛ до объектива сразу тоже начинает влиять на аберрации.


В таком случае приходится экспериментально подбирать длину тубуса, чтобы возникающие аберрации не стали критичными.
При успехе, удаётся получить результат практически не отличимый от штатного применения ТЛ по картинке, но уже с нужным масштабом или, например (ради чего это делается чаще) - работая без покровного стекла на объективе, рассчитанном на его наличие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2025, 00:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 ноя 2019, 01:05
Сообщения: 491
Odal писал(а):
Не всё так. Но частично. Поясню:

ТЛ может находиться на дистанции от объектива в довольно широком разбросе, при условии, что она максимально точно сфокусирована на "бесконечность" с точки зрения матрицы камеры..

Скажите пожалуйста, я правильно понял, что для того , чтобы настроить ТЛ на бесконечность, необходимо навести её на максимально удалённый объект(Соседний дом/Луна/Солнце/Вояджер 2) и варьируя расстояние до матрицы фотоаппарата добиться максимальной резкости?
Мы тут все затарились линзой Кенко с ф=200 , я так две купил .Никто ничего не рассказывает :) Так вот , как Вы думаете, какова погрешность в выставлении нужного расстояния, по сути длины тубуса ? Миллиметр? Сантиметр? Я вот близорукий очень, и в очках (-3,5) у меня одно расстояние, получается,, а без очков - другое ...
Кстати в продолжение темы. Я через переходник 52-58 на объектив накрутил обе линзы. С точки зрения оптики что произошло? Визуально - чтобы сфокусироваться, камеру пришлось придвигать ближе, масштаб изображения несколько увеличился, а с научной точки зрения? Примерно тоже самое, что происходит, когда Вы какой-нибудь объектив используете вместо тубусной линзы?

_________________
МБИ-15.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9308 ]  На страницу Пред.  1 ... 616, 617, 618, 619, 620, 621  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 19


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Яндекс.Метрика