Астрономия и микроскопия

Форум сайта "Два Стрельца"
Текущее время: 14 фев 2025, 15:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Фото в монохроматическом свете
СообщениеДобавлено: 16 янв 2025, 10:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2017, 15:18
Сообщения: 2189
PCPshnik писал(а):
Спасибо Вам большое!
Можно уточнить, фон - это уже постобработка?


На здоровье!
Фон - частично постобработка. Он изначально чёрный, но недостаточно:
Я использовал в качестве подложки под образцы чёрную пластиковую "крышечку" от фотообъектива м42, выбрав из имеющихся ту, у которой самое плоское и не рельефное "донышко" с внутренней стороны (кладу её на предметное стекло, чтобы удобно было препаратоводителем управлять обычным образом). Конечно, некоторые микровключения в материале этих крышечек или царапинки видны, и вот уже это я при постобработке "доделываю" - обычно просто в лайтруме создаю маску фона и затеняю его сильнее, при том так, чтобы чёрный не был "выбит" - т.е. обычная манипуляция с "кривыми" со смещением "точки чёрного". Ну а особо яркие царапинки или вкрапления на подложке, служащей фоном - ну их просто вырезаю обычным образом или в лайтруме или в фотошопе.


Последний раз редактировалось Odal 16 янв 2025, 12:43, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Фото в монохроматическом свете
СообщениеДобавлено: 16 янв 2025, 10:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2017, 15:18
Сообщения: 2189
alexpine писал(а):
Ярослав, очень интересный опыт! А с микроскопными объективами не планируете такое же? Скажем, с 5х Mitutoyo, с каким-нибудь верхним освещением, подчёркивающим микроконтраст поверхности раковины?


Большое спасибо!
Планирую! Первая проба в этой теме и была с 5х Митутойо, и выявила некоторые проблемы, которые усугубляет рельеф объектов в пробе с фуджиноном.
Пока я на стадии экспериментов с оптимизацией рассеивания света от источника и при том с созданием такого угла падения света на объект, чтобы, с одной стороны - угол был достаточным для подчёркивания рельефа, а с другой - чтобы свет падал не под слишком острым углом к поверхности объекта - тогда тени гипертрофированы и кроме того, они смещаются от кадра к кадру при стэке. Причём проблема на гораздо более тонком уровне, чем обычно:

"Текущая рекомендация" при косом освещении для стэкинга везде гласит, что источник косо падающего света должен перемещаться относительно объектива вместе с объектом, т.е. чтобы соотношение позиции источника света и объекта - сохранялось неизменным, чтобы "глобальные тени" были одинаковыми.
Также важно, чтобы объектив был максимально близок телецентричному "на стороне объекта" - чтобы избежать перспективных искажений и изменения масштаба при перефокусировке настолько, насколько это возможно.

В принципе, "бесконечные" объективы с большими рабочими расстояниями, и особенно как раз Митутойо - практически телецентричны со стороны объекта, т.е. условию удовлетворяют.
Источник света я "привязываю" к предметному столику так, чтобы он перемещался вместе с ним, что тоже условию удовлетворяет.

Казалось бы, "ну что может пойти не так")) Но - может.
Даже при таких условиях, по разным "тонким и не сразу очевидным причинам" поведение света в мелких структурах, когда он косо падающий, начинает несколько мешать + когда объект сам по себе очень слабоконтрастный и сильно рассеивающий свет - непросто добиться одновременно хорошей яркости объекта и при том высокого микроконтраста в его деталях.

И такое проявляться может со сложными объектами даже при весьма умеренных масштабах и апертурах. Чтобы пояснить подробнее эти нюансы - вот приведу цитату Рика Литтлфилда о таком явлении, какое имею в виду:

"Что происходит с любым объективом, так это то, что рендеринг областей вне фокуса определяется тем, какие световые лучи проходят через объектив, чтобы сформировать изображение. В большинстве фотографий это влияет только на гладкость боке, в зависимости от того, как форма апертуры взаимодействует с краями объекта и аберрациями в объективе. Но при большом увеличении с большой числовой апертурой становится очень вероятным, что свет предпочтительно попадает с одной стороны объектива для некоторых частей объекта. Когда это происходит, система действует так, как будто объектив смотрит «сбоку» на эти части объекта, поэтому по мере изменения фокусного расстояния меняется и видимая точка обзора. Во многих случаях свет предпочтительно попадает с разных сторон объектива для разных частей объекта, что создает особенно запутанный эффект «извивающегося» объекта, как показано на https://www.photomacrography.net/forum/ ... 87#p149187
Вы можете сделать эффект менее очевидным, используя освещение, которое падает на объект более равномерно со всех сторон. Но даже это не заставит его исчезнуть полностью, когда часть объекта затенена или частично скрыта другими частями." ( Источник: пост by rjlittlefield » Wed Nov 29, 2023 2:03 pm в теме: https://www.photomacrography.net/forum/ ... t=rotation )

- т.е. когда мы делаем один снимок - всё в порядке. Но когда мы склеиваем стопку снимков стэка - у нас это становится колоссальной проблемой. К слову, по той же причине и проходящее косое освещение чрезмерно выраженное, сшивается, как правило, очень скверно. И "поймать" эту "грань" - насколько можно подчеркнуть косым освещением рельеф поверхности и увеличить контраст деталей на ней и при том чтобы всё сшилось нормально - с некоторыми объектами очень непростая задачка.

Кроме того, источник света и косо падающего, необходимо нормально так рассеивать, чтобы избежать бликов на объекте, особенно если объект в принципе сам склонен бликовать от чего угодно. Помимо толстенького матового фильтра, и в макро пришлось дополнительно применять ещё два рассеивающих предмета разной площади и формы ("колбу" от светодиодной лампы, матовую, и ещё широкий прямоугольник из матированного стекла - иначе, просто через одиночный светофильтр матовый, диод 450nm вызывал блики на объекте и довольно сильные). А при даже большом рабочем расстоянии объективов Митутойо, всё это поместить "куда надо", не так просто, как с фуджиноном с куда как бОльшим рабочим расстоянием. Кроме того, важно чтобы "с точки зрения объекта" - диффузор был бы большим - т.е. как если поставить себя на место объекта и смотреть на пасмурное небо - вот примерно такая аналогия. Т.е. тут важен не столько размер диффузора, сколько соотношение достаточного его размера и дистанции от него до объекта. Вот с этим пока и вожусь.

В частности, думаю насчёт адаптации вот такой схемы рассеивания, с поправкой на применение на штативе микроскопа:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... 0&p=273591
Обычные методы, о которых все знают многие годы, типа "одноразовый стаканчик" и прочие "колбы от ламп" - недостаточно хороши, как и многие материалы, которыми народ пробует рассеивать (например, удивительно мне было в своё время, но, как и писали на том же форуме где-то в другой теме - вспененный полиуретан оказался в качестве диффузора той ещё дрянью для более-менее высокого разрешения - хотя многие "обычные фотографы" его юзают и вполне довольны, но, видимо, для микро этого уже недостаточно, годится в лучшем случае для полевого крупного плана с низкоразрешающей аберрационно-ограниченной оптикой только) - когда надо действительно хорошо, выясняется, что не все "подручные материалы" одинаково полезны.

Ну и есть ещё некоторые идеи - например, хочу сделать осветитель Белых с коротковолновым источником света - может с лентой 395-405nm или что найдётся. Конечно, диффузно-рассеянный свет сам по себе не даст оптимального контраста на столь рельефных объектах далёких от плоскостности, но с ним есть некоторые свои "маленькие хитрости" - например, отклонение такого осветителя от плоскости кадра или комбинирование его с косо падающим светом либо затенение/выключение отдельных секторов для создания косого освещения. В разной мере я всё это пробовал и применял с видимым светом, а вот с коротковолновым светом у меня банально мало всяких вариантов и надо их ещё сделать.
Да, ещё может срабатывать очень низкая позиция осветителя Белых по отношению к объекту - т.е. на грани получения тёмного поля - так можно получить что-то типа кольцевого косого верхнего освещения - работает такая штука хорошо, но определённые ограничения будет накладывать опять-таки форма и рельеф объекта съёмки. Правда, основную проблему "извивающихся деталей" это отчасти решает...


Последний раз редактировалось Odal 16 янв 2025, 14:46, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фото в монохроматическом свете
СообщениеДобавлено: 16 янв 2025, 11:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 сен 2024, 11:05
Сообщения: 371
Ох, сколько нюансов!
В макро я пенополиуретан использовал давно и был действительно очень доволен - для макро-охоты со вспышками он очень хорош и свет рассеивает лучше, чем пластик на люмиквестовских "лопухах":

Изображение
0_DSC7669_DxO by Александр Соснин, on Flickr

Но, это, конечно без стекинга... :)

_________________
Микмед-6 вар. 74СТ, объективы LOMO Plan 4x/0,10; 10x/0,25; 20x/0,40; 40x/0,65; 100x/1,25 МИ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фото в монохроматическом свете
СообщениеДобавлено: 16 янв 2025, 11:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2017, 15:18
Сообщения: 2189
Приятный снимок! Сухие стебли немного ярковаты на мой вкус, но сам жук очень нравится - блики погасить удалось довольно хорошо!
Я тоже применял в крупном плане пенополиуретан, но немного "апгрейдив" - тут есть своя "фишка"- его можно немного "улучшить", если слегка заматировать, если он такой, что у него нет "срезов" ячеек на плоской стороне - т.е. плоскости гладкие, а ячейки "в толще материала". Но матировать надо осторожно, чтобы он не прорвался. Для этого подошла хорошо водная суспензия известняка - он не такой агрессивный, как суспензии абразивные и воздействует довольно мягко, "не дерёт".
Достаточно на матированном стекле натереть с водой кусочек достаточно мягкого известняка и на полученной суспензии притереть - получается довольно недурно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Яндекс.Метрика