Итак, промежуточный итог моих экспериментов с косым освещением (не только и не столько кольцевым, а вообще). Не считая двухцветного осветителя, для которого создал отдельную тему и который показался мне скорее причудливой игрушкой, чем серьезным исследовательским инструментом, я опробовал три варианта косого освещения:
1. Классика - разнообразные слайдеры, вставляющиеся в держатель для фильтров конденсора, резал из черной бумаги.
2. Инновационный метод, который я назвал настольно-ламповым контастом
: вместо штатного осветителя берется настольная лампа с лампочкой накаливания и полусферическим плафоном, покрытым изнутри белой эмалью. Лампа направляется не непосредственно в зеркало микроскопа. а в сторону, вверх или вниз, так что зеркало "видит" только узкий серп отражающей свет лампочки эмали.
3. Контраст "Затмение" - та же самая настольная лампа и дискообразный объект размещенный между нею и зеркалом микроскопа.
Все три метода дают довольно схожий ДИКообразный эффект, хотя и с небольшими индивидуальными особенностями. Но главное - их можно свободно комбинировать. В итоге получается просто неисчерпаемое множество различных вариаций в диапазоне от почти чистого светлого поля с едва уловимой рельефностью до чего-то, напоминающего барельеф или гипсовый оттиск полностью лишенный естественной окраски, но зато предающий тончайшие нюансы структуры поверхности объекта. Пока что целенаправленно не исследовал возможности визуализации прозрачных структур, но те из них, которые попали в кадр случайно (слизь, выделяемая грибами), при некоторых вариантах косого освещения видны очень хорошо, так что и в этой сфере чувствуется большой потенциал. В целом, я пришел к выводу, что косое освещение, несмотря на всю его простоту, - очень мощный инструмент! После него многие сюжеты уже просто не хочется фоткать в обычном светлом поле. Основная проблема на данном этапе - добиться стабильных эффектов, так как в полученном комбинированном осветительном устройстве куча степеней свободы и никаких шкал. В итоге каждый раз получается чуть иной эффект. Еще один нюанс при любом варианте большая часть света расходуются вхолостую, поэтому для визуального наблюдения в окуляр может быть слишком темно. Для фото неподвижных объектов это неважно - просто увеличиваем выдержку. Но ежели потребуется визуал, нужен очень яркий источник света.
90Х1,25 МИ:
Для сравнения простое светлое поле:
40Х0,65:
Для сравнения - обычное светлое поле:
Все изображения - 100% кропы из центра кадра. С более слабыми объективами тестовых снимков не делал, но визуально с ними эффект рельефности повышения контраста даже лучше.