Большое спасибо!
По-разному бывает. Чем ближе поверхность к "зеркалу" - тем сложнее, получается что либо всё "чёрное", либо "белое" и даёт блик - благо, что доведённая поверхность, не равно "зеркальная", часто доведённая обладает именно "точечно-матовой" визуализацией или вариантами так называемой "апельсиновой корки".
Есть другая проблема - поскольку я фотографирую фрагмент целого предмета, то паразитные блики ещё идут, скажем, от голоменей или спусков клинка или полотна бритвы, особенно если они полированные. Вот если на клинке сатин или стоунвош - куда проще свет поставить. Т.е. в первую очередь всё упирается в удачное направление света, сверху и сбоку, часто приходится долго ловить подходящий угол. Иногда и вовсе не получается.
Иногда помогает достичь равномерной освещённости и передачи рельефа поверхности, такая штука - при обычном iso 100, сначала ставлю свет так, чтобы получить максимально равномерный "блик" по всей нужной поверхности, а потом укорачиваю экспозицию до таких значений, что блик гаснет и получается равномерно белёсо-матовое как бы "свечение" объекта съёмки. Такой способ, часто оказывается предпочтительнее слишком зажатой диафрагмы, так как трудно бывает не перейти рубеж, когда начинает мешать дифракция.
Программно часто убираю эффект "свечения воздуха" между объектом съёмки и объективом, но довольно часто удаётся получить и исходник вполне приличный.
Но вот очень тонкодоведённые поверхности, очень близкие к зеркальным - уже очень сложно снять, да и просто сфокусироваться даже на них. Тем более, что мне важно не только поверхность фаски зафиксировать - куда важнее состояние кромки. Вот очень долго мучился с опаской, доведённой на стеклянном притире с глинозёмом:
Помогло то, что, как оказалось, я недостаточно чисто убрал следы олеиновой кислоты и связки пасты с глинозёмом, и эти "разводы" вкупе с рельефом самой кромки, помогли всё-таки "уцепиться" за фокус и более-менее внятно поставить свет.
Но это снято на объектив, который сам не бликует. А вот с микроскопными, такая проблема постоянно, я пробовал заклеивать переднюю часть объектива плотной чёрной бумагой с вырезанным отверстием под линзу объектива или чернить оправу маркером, но маркер оказался недостаточно хорош, а бумага.... создалось впечатление, что "гаснет всё". Т.е. как будто блик от объектива как бы состоит из двух - один даже помогает своим отражением, но только периферия, а по центру уже паразитная засветка от самой, видимо, линзы уже. Пришла мысль заклеивать или чернить только фрагмент оправы объектива, по принципу "пусть добавит немного косого переотражения", но пока руки не дошли опробовать, да, и, честно говоря, идея кажется недостаточно серьёзной( Скоро ещё мне удастся наконец опробовать освещение через объектив, перечитал много тем здесь, и вдохновился этим вариантом!
P.S. Программно я частенько синий канал "давлю" - очень помогает избавиться от не только собственно визуально синего, но и части "белой" засветки от рисок на металле, от которой они часто выглядят "больше" и шире, чем есть на самом деле, при некоторых углах падения света. Наиболее эффективно это, если перевести снимок в монохром, но и в цвете помогает. Хотя иной раз вообще есть большое желание снимки доводки в принципе переводить в монохром - информативность ничуть не хуже, а то и лучше, а на цвета там смотреть бывает надо редко - разве что если нужно показать наличие цветов побежалости при неправильной заводской заточке или питтинговую коррозию - иногда важно понять - чёрная она или рыжая, или есть и то и другое.